Купить МУ 1434"а"-76 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Документ предназначен органам санитарно-эпидемиологической службы при осуществлении государственного санитарного надзора за разработкой и реализацией генеральных планов городов
1 Общие положения
2 Участие органов государственного надзора на подготовительной стадии проектирования
3 Участие органов государственного санитарного надзора в разработке генерального плана
4 Рассмотрение генерального плана
5 Государственный санитарный надзор за реализацией генеральных планов городов
Приложение. Промпредприятия различных отраслей промышленности и энергетики как источники загрязнения атмосферного воздуха
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2017 |
Актуализация | 01.01.2021 |
17.12.1976 | Утвержден | Заместитель Главного государственного санитарного врача CCCР | 1434"а"-76 |
---|---|---|---|
Разработан | ЦОЛИУВ МЗ СССР | ||
Разработан | Киевский НИИОКГ им. А.Н. Марзеева | ||
Разработан | Институт общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Сысина АМН СССР | ||
Разработан | Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ГОРОДОВ
Москва |
1977 г. |
ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Глоиного государственного санитарного врача СССР
А. И. ЗАЙЧЕНКО 17 декабря 1976 г.
Л? 1434«а»— 76
АДЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ГОРОДОВ
АДоеква |
1977 г. |
3.11. Важное значение д^я оценки санитарного состояния города имеет характеристика условий водоснабжения, кана-лизования и очистки сточных вод. В этом разделе необходимо привести данные о водопотреблен ни, качестве воды в источнике и сети, о работе водопроводной станции, эффективности очистки воды, мощности водопроводных сооружений, состоянии сети, проценте обеспечения домовладений централизованным водоснабжением и т. п.
Значительное внимание должно уделяться санитарному состоянию водоемов и почвы, характеристике источников загрязнения и оценке эффективности работы очистных сооружений — локальных и общегородских.
В этом разделе должна быть также дана оценка прогноза развития водоснабжения, канализования и очист-ки сточных вод.
3.12. Особым разделом необходимо выделить вопросы оценки санитарной очистки территории города от твердых отходов и отбросов (оценка существующей системы сбора, траопортн'ровки и обезвреживания отходов и отбросов, санитарная характеристика свалок, полей запахивания и др. сооружений для обезвреживания твердых отходов. Состояние транспорта, его достаточность, регулярность вывоза мусора н т. п.).В заключение необходимо оценить перспективу развития санитарной очистки территории города.
3.13. Одним из важных разделов санитарной характеристики города я<вляется раздел, посвященный анализу заболеваемости населения города в целом и отдельных возрастных групп. В этом разделе следует «привести данные, которыми располагают статистические управления (отделы) здравоохранения, отдельные лечебные учреждения, НИИ и кафедры, а также результаты специально выполненных работ но изучению заболеваемости населения в связи с теми или иными факторами внешне/! среды (климат, состояние атмосферного воздуха, «качество питьевой воды и т. д.).
3.14. В конце санитарной характеристики города необходимо привести перечень оздоровительных мероприятий, рекомендованных СЭС на основании анализа всех материалов по санитарному состоянию висит ей среды и прогнозу.
4. Рассмотрение генерального плана
4.1. Проекты планирооки н застройки городов, а также технико-экономические основы генеральных планов крупных и крупнейших городов подлежат обязательному согласованию с органами государственного санитарного надзора.
10
Для согласования генерального плана головная проектная организация должна представить н городскую санитарно-эпидемиологическую станцию пояснительную записку и графический материал до обсуждения проекта на градостро-ительно!М Совете при горисполкоме.
4.2. В санэпидстанцию обязательно должны быть представлены следующие графические материалы: схема прилегающего района с вариантами выбора площадок, опорный клан, план-схема планировочных ограничений, генплан (основной чертеж) на расчетный срок, схема водоснабжения и кашализования, схема размещения жилищного строительства первой счереди, проект пригородной зоны (если последние входят в состав рассматриваемого проекта), а также планы н карты, характеризующие природные условия и инженерное оборудование.
4.3. Генеральный план не принимается к рассмотрению, если в СЭС не представлены все материалы, которые могут иметь значение для санитарных условий жизни населения. Не допускается выдача заключения только по материалам «Основные положения генплана».
4.4. Рассмотрение генерального плана проводится в СЭС врачами коммунального отделения с обязательным привлечением специалистов-врачей или инженеров других отделений, замечания которых по соответствуюш зм разделам должны включаться в общее заключение по генеральному плану.
При необходимости. СЭС может привлечь к рассмотрению генерального плана специалистов НИИ сагнтарно-гигиениче-ского профиля или других учреждений для консультации н подготовки заключения по отдельным вопросам.
4.5. В основу рассмотрения генерального плана города следует положить ранее разработанные: 1 j задание на проектирование города (санитарное задание) п 2) санитарную харапстеристину с перечнем оздоровительных мероприятий.
Кроме того, следует проверить, соответствуют ли предложения проекта по размерам территории, опискам основных предприятий, организации пригородной зоны, схеме районной планировки и схеме расселения на территории административного района, области или территориально-промышленного комплекса.
4.7. Целесообразно начинать рассмотрение проекта с перспектив развития города, изложенных в главах «Экономическая база города», «Градообразующая база города», «Промышленность». При этом необходимо обратить внимание на обоснованность решений по следующим вопросам:
1) направление и территориальные резервы развития города;
11
2) меры мо предотврашеюню роста города за пределами планируемого по генплану (регулирование роста системы городов, находящихся в пределах влияния проектируемого большого, крупного или крупнейшего города);
3) правильность решения вопроса о сохранении существующих промышленных предприятий или их выноса за пределы города;
4) перспективы развития новых производств;
5) перспективы роста населения, расчет градообразующей, обслуживающей и несамодеятельной групп (по СНиПу П-60-75), проектная численность населения, демографические данные и др.;
6) правильность расчета потребности жилого фонда с учетом перспективной численности населения города, современной обеспеченности жилой ллошадью, ростом норм общей и жилой площади, а также снооа ветхого неблагоустроенного жилья и вывода из санитарно-защитных зон;
7) правильность выбора этажности жилых зданий, использования Титовых проектов в соответствии с демографическим составом населении и особенностями природно-климатических условий.
4.8. При рассмотрении главы «Природно-климатические условия» следует оценить полноту представленных данных .и проконтролировать, попользованы ли в главе материалы санитарной характеристики города.
■Следует особенно тщательно проверить, какие данные представлены для оценки температурно-влажностного режима, ветрового режима, радиационного режима, а также учтены ли местные особенности климата и микроклимата. Нельзя признать достаточной характеристику климата только по средним показателям метеорологических элементов. Обязательным является представление данных по повторяемости тех или иных погод, состояний атмосферы и др.
Существенным является прогноз возможного изменения микро климата под влиянием застройки и благоустройства. Поэтому целесообразно представление прогноза и мероприятий по улучшению микроклимата отдельных территорий (например, снижение скорости ветра ветрозащитной застройкой, зелеными полосами; улучшение условий инсоляции при правильной застройке склонов и т. д.).
Характеристика рельефа территории рассматривается с учетом влияния рельефа на решение вопросов вертикальной плакировки, инженерной подготовки территории и санитарно-технического оборудования. Поэтому важно посмотреть в но-ионителыиой записке и на схемах, как показаны особенности
12
рельофа: уклони, тальвеги, водоразделы и т. д. Следует помнить что в главе «Инженерная подготовка территории» так-же могут быть представлены сведения по рельефу местности. В местностях, где для жилой застройки будут использоваться участки с большими уклона-ми (больше 6—8%), следует обратить особое внимание на приемы застройки и благоустройства.
В описании почв следует оценить их пригодность для произрастания насаждений, а также позможность использования почвенных методов обезвреживания твердых и жидких отбросов. Необходимо проконтролировать, указаны ли участки, которые ранее были загрязнены органическими и неорганическими веществами.
Гидрогеологические условия рассматриваются в отношении полноты характеристики высоты стояния и состава грунтовых вод, заболоченных и затапливаемых территорий, иодрусловых род и 'подземных водоносных горн-зонтов. В главе отдельно может- быть выделено описание открытых водоемов, качество воды, мощность стока и д-р.
Следует обратить внимание на характеристику лесов и пригородных лесопарковых насаждений: имеются ли данные по породному составу, размерам, состоянию лесных и парковых массивов, дается ли характеристика ветрозащитных лесополос.
4.9. На основе представленных текстовых и графических материалов необходимо оценить правильность рекомендуемых в генплане решений по зонированию территории города, организации пригородной зоны, рассмотреть и оценить карту планировочных ограничений: уточнить, все ли территории, нуждающиеся в мелиорации, показаны на схеме, учитываются ли особенности неиифекциониой краевой патологии, а также источники и пути распространения инфекционных заболеваний, зоонозов и глистных инвазий.
4.10. Рассматривая следующие главы пояснительной записки и графические материалы необходимо основное внимайте уделить оценке существующей ситуации и проектных предложений по функциональному зонированию города: правильность взаимного расположения селитебной, промышленной, коммунально-складской, транспортной зон, возможность территориального роста каждой из зон, мероприятия по упорядочению зонирования, созданию укрупненных промышленных, коммунально-складских и транспортных районов, разделение их зелеными полосами специального назначения, естественными рубежами (рельеф и др.).
13
4.11. При рассмотрении! планировки промышленных районов .необходимо проверить: а) размещается ли большинство промышленных предприятий в обособленных промышленных зонах (или районах) с соблюдением санитарных требований;
б) ‘Нс оказывают ли влияния друг на друга предприятия разного класса вредности при размещении! их в одном пром-райоис;
в) те допускается ли размещение предприятии нишевой промышленности и продовольственных складов и баз в пром-районах, где располагаются источники загрязнения атмосферного воздуха токсическими и неприятно пахнущими веществ а*м и;
г) 'предусмотрено ли кооперирование производственного, инженерного оборудования и транспортного обслуживания;
д) возможно ли создайте общих для группы производств сооружений по очистке выбросов в атмосферу, сточных вод, промышленных отвалов и полигонов для складирования и обезвреживания твердых отходов.
4.12. Особое внимание следует уделить проверке обеспечения санитарно-защитных зон от промышленных районов и отдельных производств, а также реальности и правильности проектных предложений но выводу из санитарно-защитных зон детских, школьных и лечббно-профилактических учреждений, с установлением конк-ретных сроков сноса или изменения назначения зданий, характера озеленения и благоустройства территории.
При невозможности организовать требуемые сатптарно-лаиштные зоны для промышленных преАлтрнятий, следует проверить включение этих предприятий в описок выводимых из города, убедиться в реальности мер по созданию са-ннтарно-защитной зоны «особого режима» вокруг сохраняемых производств до изменения их профиля.
4.13. Особое внимание следует уделить анализу и проверке материалов, представленных в главе «Оздоровление и охрана внешней среды». Эта глава, в соответствии с приказом Госгр а ждан строя от 21/111-1973 № 61, должна содержать обоснованные расчеты, натурные наблюдения н другие объективные данные, материалы по оздоровлению н охране внешней среды с учетам существующего положении, перспектив развития промышленности и транспорта, а также планируемых оздоровительных мероприятий.
В главе должны быть расчеты выбросов промышленных предприятии (количественный и -качественный их состав), расчеты рассеивания выбросил, а также обоснованные этими
14
расчетами мероприятия но снижению содержания вредных веществ и по улучшению условий рассеивания выбросов в атмосфере (расчет высоты выбросов).
В этой же главе должны приводиться расчеты санитарно-защитных зон с учетом возможных мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферу вредных веществ. Размеры санитарно-защитных зон, принятые по СН-245*71, должны уточняться в каждом конкретном случае с учетом существующего фонового загрязнения атмосферы, местных особенностей режима метеорологических факторов, состава и объема выбросов, высоты трубы и других условий, в ссчтветствни с СН-367-74. При этом должны также учитываться эффективность действующих и перспективных очистных сооружений, изменение технологии или профиля производства, рекуперация, безотходное производство и т. д.
14.4. Серьезное внимание должно быть уделено контролю проектных решений по разделу «Организация селитебной территории». ,При этом следует .проверить:
а) расчеты площади селитебной территории, плотности жилого фонда, озелененных территорий;
б) условия размещения в жилой зоне отдельных предприятий V класса вредности, предназначенных для обслуживания повседневных нужд населения порода (хлебозаводы, кондитерские фабрики, молокозаводы, швейные фабрики, фабрики по ремонту обуви и т. п.);
■в) соответствие приемов организации селитебной территории прогрессивным решоп ним нланпровти, озеленения и благоустройства жилых районов и микрорайонов, а также организация обслуживания населения;
г) соответствие приемов планировки селитебной территории местным природно-пелиматичеоким и социально-демографическим условиям;
д) организацию сети магистралей и улиц, систему их застройки, разрывы ог жилой застройки и т. п
4.15. При анализе проектных предложений но разделу «Культурно-бытовое обслуживание» необходимо проверить целесообразность сохранения ряда объектов, уточнить их вместимость и номенклатуру обслуживающих учреждений, их соответствие действующим нормативам и демографическому составу населения, проверить радиусы обслуживания, обеспечение ступенчатости обслуживания, достаточность площади земельных участков, ограничение встроенных учреждений, создание центров обслуживания и т. п.
При расчете сети лечебно-профилактических учреждений желательно учесть характер местной заболеваемости жителей города и тяготеющих к нему населенны; мест.
15
Методические указания разработаны Институтом общей и коммунальной гигиены нм. А. И. Сисниа АМН СССР при участии Киевского НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева, Новосибирского научно-исследовательского санитарного института и кафедры коммунальной гигиены ЦОЛИУ врачей.
2
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические указания имеют целью помощь органам санитарно-эпидемиологической службы в осуществлении государственного санитарного надзора за разработкой и реализацией генеральных планов городов в связи с выполнением Постановления ЦК КПСС и Савепга Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» от 29 декабря 1972 г.
1.2. Государственный санитарный надзор за разработкой и реализацией генеральных планов городов возлагается на санитарно-эпидемиологические станции союзных и автономных республик, краев, областей, округов, городов. Санитарно-эпидемиологические станции административных районов городов принимают участие в этой работе ври выполнении частных задач по поручению вышестоящего органа или учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
1.3. Объем и характер деятельности органов государственного санитарного надзора по разработке и реализации генеральных планов городов определяется настоящими методическими указаниями в соответствии с «Положением о государственном санитарном надзоре в СССР», «Инструкцией по составлению проектов планировки и застройки городов» (СН-345-66), «Указаниями о порядке утверждения генеральных планов городов и поселков городского типа» (1964 г.), а также с учетом опыта работы санитарно-эпидемиологических станций и научно-обоснованных гигиенических рекомендаций.
1.4. Государственный санитарный надзор осуществляется на всех стадиях проектирования и строительства городов, а именно — на подготовительной стадии, з период разработки, утверждения и реализации генерального плана.
На подготовительной стадии органы государственного санитарного надзора участвуют в составлении задания на проектирование (санитарное задание) и программы работы. В период .разработки генерального плана — составляют санитарную характеристику города и передают ее вместе с перечнем оздоровительных мероприятий головной проектной
3
организации для использования в соответствующих главах, проекта. Важное значение имеет также участие в выборе и отводе участков под новое строительство и консультации специалистов проектной и других организаций по ходу разработки генерального плана. ГЪ завершении проектных работ органы государственного санитарного надзора рассматривают генеральный план и выдают санитарное заключение. В дальнейшем санитарно-эпидемиологические станции осуществляют постоянный контроль за реализацией (генерального плана города.
2. Участие органов государственного санитарного надзора на подготовительном этапе проектирования
2.1. В целях своевременного участия органов государст-п он и ого санитарного надзора в подготовке задания на проектирование и других необходимых для разработки генерального плана материалов, а также для осуществления государственного санитарного надзора на ранних стадиях проектирования, санитарио-эпидсмиологические станции получают информашик) о плане перспективных проектных работ институтов Госстроя союзной республики, а также краевых, областных и городских проектных институтов. Кроме того, в ОЭС должны быть решения Исполкомов городских и областных советов и градостроительных Советов о сроках проектирования, головной проектной организации, составе участников и др. Оперативная информация получается путем участия главного врача или его заместителя в работе градостроительного Совета, других комплексных и ведомственных организаций и делового контакта с ними.
Если в план проектных работ по реогтублтгкс (области, краю) включаются города областного (краевого) подчинения, то вышестоящая санитарная организации должна уведомить нижестоящую о начале проектных работ и сообщить ей сроки проектирования н головную проектную организацию.
2.2. В соответствии с решением Исполкома о начале проектных работ, санэпидстанция должна разработать и передать градостроительному Совету санитарное задание для включения ого в общее задание на проектирование города.
В санитарном задай mi должно быть сформулировано мнение с а н и т а рн о -эпид е м и о л о г ичеако й службы по следующим наиболее важным вопросам перопекти'вного развития города:
Л
а) направление и границы территориального роста города с учетам природно-климат1гчееких условий и санитарного состояния внешней среды;
б) мероприятия по охране и оздоровлению внешней среды: вынос за черту города особо вредных промышленных предприятий и крупных транспортных объектов, изменение их профиля, технологии, организация с элитарно-защитных зон; строительство сооружений по улавливанию выбросов промышленных предприятий; охрана водоемов и почвы от загрязнения хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами, твердыми отходами и отбросами; озеленение, обводнение и благоустройство территории и т. п.;
в) выбор новых площадок для жилого, гражданского и промышленного строительства, а также реконструкция существующей застройки жилых и промышленных районов;
г) .перспективы улучшения водоснабжения: необходимый уровень водопотребления, увеличение мощности существующих водопроводных сооружений, строители:’во новых; замена и увеличение протяженности водопроводных сетей; выбор нового источника водоснабжения и т. д.
д) перапективы канализован и я и очистит территории от твердых отходов и отбросов: увеличение мощности или строительство новых сооружений по обезвреживанию сточных вод, строительство мусоросжигательных или мусороперерабатывающих установок, организация усовершенствованных свалок, полигонов и т. д., повышение мощности парка мусороуборочных машин и т. д.;
е) перспективы развития сети лечебно-профилактических, культурно-бытовых н алортивно-массовых уфеждений, мест отдыха.
2.3. Следующим этапом деятельности органов санитарно-эпидемиологической службы является участие в составлении программы работ. Программа разрабатываете:! головной проектной организацией совместно с участниками работы, в том числе, по характеристике санитарного состояния города — совместно с санитарно-эпидемиологической станцией. В программе определяются объем, ороки и исполнители отдельных частей работы.
При составлении программы необходимо выяснить, какие материалы имеются в местных органах здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы, научных гигиенических и лечебных учреждениях, медико-санитарных частях и промышленно-санитарных лабораториях, статистическом отделе, отделе коммунального хозяйства исполкома и в самой проектной организации.
5
2.4. В программу рабоin-органов санитарного надзора должно входить:
а) санитарное обследование территории города; б) сбор, анализ и обобщение материалов, имеющихся в органах и учреждениях саиэмидслужбы за предшествующие годы; в) проведение специальных наблюдении за состоянием окружающей среды; г) ознакомление с необходимыми материалами в проектной и других организациях; д) оформление санитарной характеристики и обоснование оздоровительных мероприятий.
При необходимости и по согласованию с вышестоящим органом государственного санитарного надзора к работе привлекаются гигиенические научно-исследовательские институты и кафедры медицинских институтов.
2.5. Учитывая, что составление санитарной характеристики и разработка оздоровительных мероприятий связаны с большим объемом работы и что СЭС, как правило, не располагают для этого необходимыми штатами, целесообразно в программе работ предусмотреть возможность заключения .хозяйственного договора. Такой договор заключается на общих основаниях проектной организацией с исполнителями (СЭС или НИИ). В параграфах хозяйственного договора должны быть предусмотрены ассигнования на весь запланированный объем натурных наблюдении, на привлечение внештатных специалистов, оформление имеющихся материалов, а также на командировочные выезды, приобретение необходимой контрольно-измерительной аппаратуры, посуды и химических реактивов.
2.6. Органы санитарно-эпидемиологической службы должны принять участие также в составлении программы работ по разделу «Охрана и оздоровление внешней среды», так как этот раздел является наиболее существенным для создания благоприятных условий жизни населения города. С этих «позиций важно убедиться, что программа предусматривает необходимость выполнения специальных наблюдений, расчетов н составления прогноза для обоснования оздоровительных мероприятий (ожидаемые уровни фонового н локального загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы с учетом природно-климатических особенностей, существующего положения, перспектив развития промышленности, энергетики и транспорта, а также оздоровительных мероприятий; предполагаемые уровни шума на территории города, составление шумовой карты города и отдельных участков; оценка микроклиматических условии на территории города, в том числе особенностей ветрового режима, радиационных условий, иро-
G
гиозиропанне гидрогеологических условий, в том число возможного подъема уровня грунтовых вод) и т. д.
3. Участие органов государственного санитарного надзора в разработке генерального плана города
3.1. На этапе разработки генерального плана города са-ннтарно-эпидемнологи'чеюкая служба в соответствии с утвержденной программой работы (см. и. 2.4, стр. 5) составляет санитарную характеристику города и дает обоснования к оздоровительным мероприятиям.
3.2. Одним из важных разделов работы является участие в комплексном обследовании города, которое организуется градостроительным Советом с привлечение» представителей головной проектной организации. При этом обследовании специалисты санитарно-эпидемиологической службы должны уделить особое внимание районам сложной планировочной и санитарной ситуации, местам массового отдыха населения, а также территориям, предназначенным для перспективной застройки жилыми и другими зданиями и сооружениями. Обследованию подлежат также водозаборы централизованных источников водоснабжения, территории, требующие проведения мелиоративных мероприятий и др.
Результаты комплексного обследования оформляются в виде сор а вк и и используются в дальнейшем для составления санитарной характеристики города.
3.3. В целях подробной санитарной характеристики города проводится углубленное обследование, и котором принимают участие санитарные врачи и специалисты различного профиля. Обследование осуществляется путем осмотра объектов и занимаемых нмн территорий и ознакомления с материалами по санитарной характеристике объекта. Первичные материалы, необходимые для паспортизации объектов, хранятся в санитарной организации и попользуются для' санитарной характеристики города.
3.4. Для составления санитарной характеристики города и обоснования оздоровительных мероприятий используются также результаты многолетних наблюдений за санитарным состоянием атмосферного воздуха, водоемов и почвы, изучения шумо-ннбраиионного режима, анализа заболеваемости населения, а также материалы текущего санитарного надзора за состоянием жилых зданий, учреждении обслуживания и мест массового отдыха населении.
3.5. Санитарная характеристика города должна состоять из следующих разделов:
а) оценка при роди о • к л и м зтич вок и х условий и их влияния на санитарное состояние городской среды;
б) -оценка функционального зонирования территории города и сложившейся -планировочной ситуации (размещение промышленных, энергетических н транспортных предприятий и сооружений; планировка жилых районов; уличная сеть и ДР-;
ib) данные о санитарном состоянии атмосферного воздуха по городу и целом и но отдельным районам;
г) санитарное состояние водоемов и почвы по городу в целом и по отдельным районам;
д) санитарное состояние водоснабжения в городе;
е) санитарная характеристика удаления и обезвреживания сточных хозяйственно-бытовых и промышленных вод;
ж) санитарная характеристика организации очистки от тверды* отбросов и отходов;
з) оценка шумового режима жилых районов, прилегающих, к магистральным улицам городского и районного значения, скоростным авто- и железнодорожным линиям и др. источникам;
и) санитарная оценка организации обслуживания населения учреждениями лечебно-профилактического, культурно-бытового и спортивно-массового назначения.
3.6. Характеристики климата дается на основании материалов многолетних наблюдений метеорологической станции, которые обычно имеются в разработанном виде в головной проектной организации или местных учреждениях гидрометеослужбы. Кроме того, используются данные маршрутных и стационарных наблюдений, выполненные научно-исследовательскими институтами, кафедрами и другими учреждениями при оценке микроклиматического режима на территории города.
3.7. При оценке климатических условий особое внимание необходимо уделить ветровому режиму, который имеет важное значение .в распространении и раосеиванш воздушных загрязнений. Тщательно анализируется сезонная роза ветров по скорости и направлению, критические скорости ветра. Оценивается повторяемость штилей, туманов, «температурных инверсий в овязи с рассеиванием загрязнений в атмосферном воздухе.
Оценивая влияние климата на санитарные условия жизни населения желательно попользовать материалы по био-климатичеекой характеристике среды; особенности местных погодных условий, перепады температуры, влажности воздуха, атмосферного давления в межеуточном разрезе (меж-
S
суточная, изменчивость погоды), повторяемость дискомфортных условий, ограничивающих пробывшие человека на от; крытом воздухе, режим ультрафиолетовой радиации.
3.8. Особого внимания требует санитарная характеристика промышленных предприятий и других объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на санитарные условия жизни населения. В связи с этим, по каждой из промышленных зон, районов или групп промышленных .предприятий необходимо иметь материалы, характеризующие санитарные условия размещения предприятий (наличие санитарно-защитных зон, их благоустройство, состав выбросов, наличие и эффективность работы очистных сооружений и т. ,п.).
Раздел «Санитарное состояние атмосферного воздуха, водоемов и почвы» является одним из основных в санитарной характеристике города и должен быть подготовлен особенно тщательно, т. к. приведенные в нем материалы должны обосновать рекомендации по оздоровлению внешней среды города.
Санитарная оценка состояния атмосферного воздуха, водоемов и почты должна войти в главу «Мероприятия по охране и оздоровлению внешней ореды», которая разрабатывается головной проектной организацией.
Для облегчения работы по сбору и анализу материалов по санитарной характеристике размещения промышленных предприятий см. таблицы (приложение).
3.9. Следующим в санитарной характеристике города является раздел, посвященный оценке шумового режима, вибрации и электромагнитных колебаний на территории города. Эта оценка дается на основании: а) имеющихся в СЭС данных об уровнях шума на отдельных магистралях, вблизи от объектов ж. д. транспорта, аэродромов, промышленных предприятий; б) анализа жалоб населения на шум; в) расчетов шумового режима и прогноза уровней шума на перспективу, выполненных специальными организациями.
В период подготовки и разработки генерального пЛана города целесообразно ставить вопрос о создании шумовой карты города или его отдельных участков (приказ Министра здравоохранения СССР «О мерах по снижению шума на предприятиях, в жилых и общостпенных зданиях и на территории»).
3.10. Оценка состояния сети обслуживающих население упреждений проводится на основании данных о количестве учреждений, их вместимости и саянтарном состоянии зданий и участков, а также о равномерности их распределения по территории города и отдельных районов.
9